Берта ФРАШ

 

Лидия Гощчинская. Стихотворения. «Литературный европеец», Фракфурт-на-Майне, 2014.

 

     Обложка сборника стихов Лидии Гощчинской необычна. Я её не поняла. И только в конце убедилась в её соответствии содержанию: жёсткой попытке осмыслить себя, веру в Бога и надежду, возможность прощения. На оливковом фоне два кулака сжимают что-то белое неразличимых фракций. Может быть соль? Но явно не сахар! Это не соответствует смыслу стихотворений, поделённых на разделы: размышления, иные пределы, с Богом, сочинительство, вперемежку, пленер, посвящения и отклики.

     Лидия Гощчинская указывает даты написания стихов, что позволяет ей и читателю проследить изменения. Это оказалось нелегко, например, из-за подавляющего скептицизма и ощущения отсутствия времени. «Время не смотрит назад.., время – первый враг на этом свете.., / Времени нет. Называют правдой заведомо ложь. ... Время не вычерпнешь: его просто нет...»

 

Страдания перед концом,

а может быть – перед началом,

чтоб не ударить в грязь лицом,

чтобы душа не подкачала.

 

Нет выбора ни у кого:

ни у травинки, ни у лося.

Вся разница – у них не спросят:

зачем ты жил и для чего?                                      

 

     Как иногда трудно у живого услышать, обнаружить пульс. Не легче проследить движение души в стихотворениях. Вообще, это неблагодарное занятие – рассуждать  о замыслах поэта. И очень хорошо, по-моему, когда стихи не поддаются анализу!

В стихотворениях Гощчинской сдержанность чувств, частое переваривание, обсуж-дение христианской морали и, в частности, покаяния:

 

«Молчи, скрывайся», ввергни в прах

все, что в душе рождает страх.

Не прекословь и не перечь –

не осуждай другого речь.

 

Покайся в том, что сердце жмет –

сними с него напрасный гнет.

Обидел ближних – повинись,

иначе не доступна высь.                                        

     Сомнения, страх, физическая боль – атрибуты старости (к счастью – не каждой!) и поэт уже созрел к встрече со смертью: «дай смерти разглядеть портрет, его судьба от жизни прячет». Это даёт возможность надеяться на Бога, писать стихи.

 

 

Старость – это чей-то шепот

в час бессонницы моей.

Годы прожитые – опыт

без меня прошедших дней.                                        

 

     С годами писать стихи и легче, и труднее – мешает восторг от творения природы:

 

Зачем ты пишешь? Просто так

спустись к воде с лучом в обнимку,

постой на узеньких мостках,

подобно выцветшему снимку,

закрытому от прочих глаз –

ни рифм не надо, ни прикрас.                             17.04.2013

 

Поэзия – испуганная птица:

слетела с ветки, кинулась в кусты...

Тебе здесь больше нечем поживиться:

все склёвано давно и закрома пусты. ...                           2012

 

     Стихи писались и будут новые. О разном и в разном ритме. Например, в разделе «Вперемежку» стихотворение 1977 года «Побег»:

 

Так много лет прошло уже,

слегка меняется сюжет,

но замысел остался прежний:

все тот же океан безбрежный,

и солнышко во все глаза,

и виды видевший вокзал,

с которого все началось...

 

     Хороши стихи о детстве с иронической гипотезой «придумать такое средство, чтоб взрослых в детство возвращать». Поэт не стремится на «овощную грядку» в ожидании, когда «сжалится кто-то – вытрет нос», но просто в беззаботность дней.

     На многое обращает внимание Лидия Гощчинская.

 

Мощенные улицы старых кварталов,

пустые базары и затхлость подвалов,

усталые лица в квадратиках окон 

и неба кусочек в испарине мокрой.

 

Спасите мой город, он кем-то унижен,

он только вчера назывался Парижем.                            сентябрь 1983

 

     В разделе «Посвящения» - стихи маме, Сонечке, Лермонтову, Мандельштаму и другие.

     В Разделе «Отклики»  - ответ на стихотворение Вл. Батшева, И. Бродскому и просто о жизни. И о войне:

 

Что сказать о войне?

                                   Рвутся бомбы,

рвутся души от страха –

                                   не сдюжить.

В жилах пули ползут, точно тромбы,

воет ветер, снег сыплет

                                        и вьюжит.

 

И рябиновой  ветвью

                                      на белом

кровь дымится мгновенье

                                      и стынет.

И подхваченный вьюгой напевом,

вечной матери стоны о сыне.                                          янв-фев 10

 

     Несколько стихотворений повторяются в сборнике явно по недосмотру. Это не влияет на общее впечатление. Краткие биографические данные автора были бы не лишними.

    Но перенесусь с поэтом к морю, куда с радостью возвращаешься:

 

Будто легкий всплеск,

будто шелест

и багряный лес

мягко стелит.

 

Будто чьих-то снов

эхо донеслось.

и из детских снов

что-то здесь сбылось.

 

Будто струйка дня

в травы залегла,

если буду жить, -

здесь бы и жила.                                     конец 70-х.

 

     Лёгкость и образность этих строчек остаются надолго. И тревожат как мечта.

 

 

Дополнительная информация