Олег ПРИХОДЬКО

 

Дорогой Борис!

Я прочитал Вашу книгу "Прыжок снежного барса, или На пути в рай". Читал с огромным удовольствием, неторопливо и вдумчиво, как говорят. Потому что Ваша проза нуждается именно в таком прочтении. Без лукавства (ни мне, ни Вам это ни к чему) скажу, что лучшей современной прозы я в последние годы не читал. Книга произвела на меня огромное впечатление. Почему? Потому что она рассказывает о Времени, в котором и я жил. Напрасно написано в аннотации: "остросюжетный роман о Киргизии 90-х"! Во-первых - далеко не только о Киргизии, а во-вторых, далеко не только о 90-х: Время и Пространство этой книги расширено до общечеловеческого звучания!  Она затрагивает все струны читательской души, все стороны жизни! Я родился и жил в маленьком провинциальном городке Швенченеляй Литовской ССР, а аил в горной Киргизии показался мне таким же родным, как мой город, и друзья Барса все время ассоциировались с моими школьными друзьями; мы лазили в колхозный сад воровать яблоки, а эпизод с кражей клубники в саду агронома - будто про меня; я был комсомольцем - сцена комсомольского собрания, где разбирают Джаниша, будто списана с того самого собрания, на котором чехвостили меня... Я уже не говорю о 90-х! - весь этот рассказ... точнее, все эти рассказы (еще точнее - повести о жизни) написаны с такой достоверностью и так узнаваемы, что заставляют пережить все заново. Но в них я прочитал много больше, чем знал, потому что они написаны изнутри, из глубинки, через призму не столько воображения, сколько опыта. "Дурак говорит то, что знает, а умный знает, что говорит", - гласит пословица. Я не нашел здесь ни одного эпизода, вставленного просто так, для ложного эффекта или красивости: все работает на характеры персонажей, раскрывает их с разных сторон. А ведь, в сущности, Я - Читатель - состою из этих героев: во мне есть частички и Раимбека, и Бакыта, и Джаниша, и Капитана... И они спорят, конфликтуют, взаимодополняются во мне, и создают объемное восприятие действительности, где нет "черного" и нет "белого"...  И сейчас вдруг многое встало (для меня, во всяком случае), на свои места. В частности - взаимосвязь событий советского и постсоветского времен: "В" произошло потому, что было "Б", которое, в свою очередь, породило "А"... Все эти бунты, "кровавые и беспощадные" не только в России... Одно дело - читать газетные сообщения, другое - ездить с Бакытом по аилам, видеть, как это все зарождается в уставших от бедности и рабства людях, разгорается, перебрасывается на площади городов. Единым куском, пластом, где все так переплетено и взаимосвязано, словно роман (золотая россыпь историй!) списан с натуры.

Талант отличается от неталанта тем, что не пропускает деталей. Так вот, Вы не пропускаете деталей, из которых вырастает необыкновенно живая правда. И пишете неторопливо, подробно, не оставляя в стороне антуража и второстепенных персонажей. Оттого так хочется и читать (сиречь: проживать) - внимательно, вдумчиво. Иногда я откладывал книгу, чтобы побыть один на один с собственными воспоминаниями, иногда плакал. В этом великое достоинство Вашего романа: он очень эмоционален, он не схематичен. Вы так удачно... неверное слово... умно! выбрали композицию - путь школьных друзей с опасным грузом через горы... и остановки на этом пути, чтобы рассказать за это время о жизненном пути каждого из них. Микромиры, вписанные в макромир. И в биографии одного есть место для другого, а в биографии того, другого - место для остальных.. Здесь непошлая, непоказная, несхематичная любовь: настоящая, теперь уже такой не встретишь! Алмаз и Толкун, например - этот разрыв традиций, чреватый страшными последствиями, во имя любви...(О народности и фольклорной основе - отдельно: именно то, что действие базируется не на каких-то там условных средах, а на подлинном, традиционном, исторически сложившемся и осознанном автором социуме, создает правдивость, а не правдоподобие.) И каждую маленькую повесть читаешь как страничку одной большой - и о Раимбеке, и о Капитане - они по разные стороны баррикад, но вы объективно рассматриваете героя и антигероя, ибо, действительно, было бы нечестным и несправедливым делить на "положительных" и "отрицательных", таким образом оказывая доверие читателю: ты сам реши, кто тебе ближе, ты сам подумай: а так ли уж не прав Максат... (а иначе конфликту была бы грош цена! - в том-то и дело, что Максат со своим чудаковатым, но мудрым Дедом, заставляют полюбить и ту, противоположную сторону, и переживать за нее.) И Максата жалко, как Бакыта и как Джаниша, и как всех - и тех, кто не смог противостоять вначале советской, а потом местной власти, и тех, кто останется с этими кровавыми долларами: ведь очевидно в конце, что на смерти Барса все не кончится, и что Карине и всем, кто остается в этом безумном мире, придется еще воевать за свое право жить на земле и строить - школу, мастерскую, жизнь в целом. Может быть, еще не рожденный сын Джаниша и Карине продолжит борьбу за достойную жизнь двадцать лет спустя... В общем, роман так интересен, сложен, многообразен, что о нем впору писать диссертации, спорить, дискутировать в прессе. Будь моя воля, я бы ввел его в программу школьного обучения, хотя бы как факультатив для старших классов. Ей-богу, он подготовил бы молодых людей ко встрече с жизнью, открыл бы им глаза, как в свое время - проза Фолкнера: не какие-то там трали-вали ходульные "лишние люди", чужеродные Пьеры Безуховы,  и даже не "Манас" (это было давно и неправда), а вот, посмотрите, кто вы, кто ваши папа и мама, что пережили ваши дедушка и бабушка. Они еще живы, вы у них расспросите об этом проклятом переходном периоде... Одна антитеза "деньги во спасение" - "наркотики на уничтожение" чего стоит! Они ведь наркотики (!), которые будут продавать детям, несут для того, чтобы помочь... детям! Может быть - другим, а может, и этим же. И до чего же жестока власть и жизни в целом, которая не дает иного выхода! А самое потрясающее, что ловишь себя на мысли: "Господи! Только бы они донесли эти наркотики до цели! Господи, только бы их не кинули, только бы они продали и получили деньги!" Ну где еще, как и когда я бы сопереживал торговцам наркотиками! Нет, правда, тут есть о чем говорить и на уроках истории, и на уроках литературы, а уж на лекциях студентов и подавно. Шоковое состояние, которое вызывает развязка любовной линии Джаниша и Наташи - и не просто он ее увидел с негром, хлопнул дверью и пошел... А еще и с продолжением - его готовность к прощению - это уже на уровне метафизическом, духовном. Когда она кричит "Я люблю тебя" и бьет его при этом кулаком в лицо, и проклинает и его, и "эту скотскую жизнь", сделав свой пагубный выбор и при этом ненавидя себя... Когда любовь (да что там любовь - жизнь!) и двадцать пять рублей лежат на разных чашах весов, и четвертак перетягивает...Это, конечно, дорогого стоит. Сериал бы сделать по этой книге - это был бы лучший сериал на постсоветском пространстве. Потому что здесь такие роли, что ни один самый великий актер не отказался бы играть - это богатейший ролевой материал! Потому что здесь многожанровость, которая составляет интригу: и лирика, и романтика, и политический триллер, и трагедия, и боевик в лучшем смысле... А в целом - ПРАВДА.

В общем, Борис, извините за сумбурные высказывания, я еще под впечатлением (и долго буду под впечатлением!). Позвольте мне запоздало, но от всей души поздравить  Вас с этой замечательной книгой, и пожелать ей быть переизданной, растиражированной и востребованной долгие, долгие годы. Она Вас переживет, и будет как вино дорожать с каждым десятилетием, потому что к Большой Литературе будет прибавляться Большая История, а Большое, как известно, видится на расстоянии.

Обнимаю, еще раз спасибо огромное за присланный экземпляр! Желаю Вам успехов! Ни дня без строчки!

 

Дополнительная информация